ДЕ́ЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХО́Д (англ. activity approach).
Совокупность исследований в педагогике и психологии, в которых психика и сознание, их формирование и развитие изучаются в различных формах предметной деятельности субъекта. Предпосылки Д. п. складывались в отечественной психологии в 1920-е гг. Позднее наибольшее развитие получили два варианта Д. п., представленные психологической школой С. Л. Рубинштейна, с одной стороны, и А. Н. Леонтьева - с другой. В настоящее время оба варианта Д.
п. развиваются их последователями как в России, так и многих других странах. С. Л. Рубинштейн сформулировал основополагающий теоретический принцип Д. п. - принцип единства сознания и деятельности. Параллельно А. Н. Леонтьев и его сторонники разрабатывали проблему общности строения внешней и внутренней деятельности. В рамках перечисленных направлений Д. п. был разработан ряд важнейших теоретических проблем психологии, в том числе: проблема структуры человеческой деятельности (деятельность - действие - операция - функциональный блок), проблема строения сознания-образа (значение, личностный смысл), проблема интериоризации как важнейшего механизма формирования сознания, проблема периодизации психического развития с использованием разработанного в Д. п. понятия «ведущая деятельность» и др. На основе общепсихологических идей Д. п. разрабатываются деятельностно ориентированные теории в различных отраслях психологии, педагогики, лингводидактики. Так, в преподавании языков получили разработку теория речевой деятельности, личностно-деятельностный подход к обучению, психологические основы содержания многих современных методов обучения (Зимняя, 1985, 2001).